Чем отличается упрощенная система налогообложения от общей системы налогообложения ?


Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, специальная система налогообложения участников соглашений о разделе продукции, налогообложение игорного бизнеса. При этом применение упрощенной системы налогообложения разрешается только в том случае, если субъект не обязан применять какой-либо иной специальный налоговый режим.

Упрощенная  система  существует  как альтернатива общепринятой  системе  налогообложения,  отличающейся большим  количеством  различных  налогов  и сложностью их расчета. Каждый  современный  бизнесмен  или   предприниматель   знаком   с противоречивостью  и  запутанностью  налогового  законодательства, устанавливающего многообразие  видов  налогов  и  сборов,  имеющих       различные  (зачастую  сложные)  алгоритмы  их  расчета  и  уплаты. Очевидно,  что одной из целей,  преследуемых  законодателем,  было  упрощение  процесса  исчисления  налогов  для  организаций  малого    бизнеса.

Сущность упрощенной  системы  налогообложения  заключается  в том,  что уплата ряда налогов налогоплательщиками,  перешедшими на упрощенную систему  налогообложения,  заменяется  уплатой  единого налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Как было отмечено выше, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Однако, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым Кодексом (налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачеваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги).

Существует две основных разновидности упрощенной системы налогообложения в зависимости от объекта налогообложения:

  • Доходы;
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов;

В первом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6% с полученных доходов, во втором случае в размере 15% с разницы между полученными доходами и произведенными расходами.

В зависимости от того, каким бизнесом Вы планируете заниматься и следует подходить к выбору того или иного объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения. Скажем, если Вы планируете оказывать услуги, то Вам в этом случае выгоднее будет избрать в качестве объекта налогообложения Доходы (под Доходами при использовании УСН понимается вся полученная выручка) по ставке 6%, т.к. большая часть полученной Вами за услуги выручки в дальнейшем не подлежит расходованию на закупку сырья, оборудования и пр., а остается на расчетном счету Вашей компании и после уплаты 6% налога может быть расходована на уплату заработной платы или дивидендов акционерам или участникам Общества. Таким образом, львиная часть полученной за услуги выручки остается в Вашем распоряжении и может быть использована по Вашему усмотрению.

Но в том случае, если Вы планируете заниматься, например, оптовой или розничной торговлей и использовать при этом упрощенную систему налогообложения, Вам выгоднее будет в качестве объекта налогообложения избрать Доходы, уменьшенные на величину расходов по ставке 15%. Т.к. при осуществлении оптовой или розничной торговли львиная часть выручки уже не остается у компании, а идет на закупку соответствующего сырья, продуктов, оборудования и прочего, что в последствии подлежит перепродаже с соответствующей наценкой. Прибыль компании в этом случае складывается из разницы между реализованным и полученным товаром, т.е. говоря упрощенно, Ваша компания живет на "дельте" от купленного и в последствии проданного с наценкой товара. При использовании в качестве объекта налогообложения Доходов по ставке 6% налогообложению подлежит вся полученная выручка, что может привести например к тому, что Вашей "дельты" попросту не хватит даже на уплату налога. Например, Вы получили 1 000 000 рублей выручки от продажи бытовой техники. Из них 950 000 Вы отправили своему поставщику в качестве оплаты за купленную у него ранее и проданную Вами с наценкой бытовую технику. Соответственно Ваша прибыль или "дельта" составила 1 000 000 - 950 000 = 50 000 рублей. В случае использования в качестве объекта налогообложения доходов по ставке 6% Вы будете обязаны уплатить 6% с выручки или с 1 000 000 рублей, что составит 60 000 рублей, тогда как Ваша "дельта" составляет всего 50 000 рублей, т.е. после уплаты соответствующего налога Вы даже не сможете до конца рассчитаться с Вашим поставщиком. Вот для того, чтобы и избежать подобного при осуществлении оптово-розничной торговли и выгоднее использовать упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения Доходы, уменьшенные на величину расходов по ставке 15%. Возьмем наш пример опять. Теперь, Вы должны будете заплатить не 6% с 1 000 000 рублей, а 15% с 50 000 рублей, т.е. с той разницы или всех доходов, которые Вы получили и всех расходов, которые Вы произвели или по другому с той "дельты", которую Вы получили в результате торговли бытовой техники. И в этом случае Вы уже обязаны будете уплатить не 60 000 рублей, а 15% от 50 000 рублей или 7500 рублей. Как говорится, разница очевидна. 

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано либо вместе с документами на регистрацию вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, либо в течении 10-ти дней после ргистрации юридического лица в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  9. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  11. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса РФ;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
  15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ;
  16. бюджетные учреждения;
  17. иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации;
Назад